Новости
16 мая 2018, 07:04

Совершенная любовь — это плод Духа

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, ответил на вопросы посетителей сайта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

— Ваше Высокопреосвященство! Хотелось бы узнать, планирует ли Издательский Совет издание в 2018 году литературы, посвященной подвигу новомучеников Русской Церкви и 100-летию красного террора против духовенства?

Никита Витальевич

— Дорогой Никита Витальевич, ответ пишу в день памяти новомучеников. Этот год особый, сто лет назад, придя к власти, большевики начали компанию по уничтожению Церкви и отрыву народа от своих православных корней. В эти дни мы вспоминаем тех, кто своей жизнью засвидетельствовал верность Христу. Пусть же их молитвами, и за Вашу любовь к новомученикам, Господь оберегает и охраняет Вас и Ваших близких, а главное даст веру подобно той, какая была у них: крепкая и самоотверженная.

Относительно вопроса, заданного Вами, скажу, что в задачи Издательского совета не входит издание книг. Мы занимаемся координацией издательской деятельности в Русской Православной Церкви. В рамках реализации этой задачи мы организуем и различные конкурсы для издателей и писателей. В частности, в 2017 году совместно с издательством «Никея» был объявлен конкурс на лучшее ранее не опубликованное произведение по теме новомучеников и исповедников Церкви Русской. По итогам конкурса будут отобраны художественные произведения, которые опубликует издательство «Никея».

Кроме того, издание книг о новомучениках есть в планах и других православных издательств. О всех новинках Вы можете узнать на портале Правчтение.ру (https://pravchtenie.ru/). Помогай Вам Господь.

— Благословите, Владыка. Дайте, пожалуйста, практический совет: как научиться любить людей? И еще один вопрос, что считать самым важным в обучении детей в воскресной школе? Спасибо.

Татьяна

— Бог благословит, Татьяна, Вас и Ваших близких. Первое, о чем вы спрашиваете, как научиться любить людей. Желание благое, и хорошо, что Вы об этом печетесь. Христос заповедь о любви к ближним приравнял к заповеди о любви к Богу, сказав, что на этих «двух заповедях утверждается весь закон». Какой она должна быть? Это подробно описал апостол Павел в послании к коринфянам (см. 1 Кор. 13, 4—8). Совершенная любовь — это дар Божий, плод Духа (Гал. 5, 22).

Но это не значит, что от человека ничего не зависит. Напротив, нам необходимо всеми мерами стараться очистить свое сердце от эгоизма, т.е. от любви исключительно к себе. Как это может сделать человек, ведь «своя рубашка ближе к телу»? Этому помогает правильная молитва и видение своего греховного состояния. Преподобный Ефрем Сирин учит, как следует молиться: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения». И не случайно эту молитву Церковь предписывает читать Великим постом в храме и во время домашней молитвы, когда мы проходим особый период покаяния на пути к празднику Пасхи. Она призывает заглянуть в свою душу, в свое сердце, проанализировать свою жизнь и очиститься от своих пороков. Видение своих грехов не позволяет человеку превозноситься над другими. И это первый, основной шаг в обретении духовного дара — любви к людям. Мы не должны считать себя выше других, праведней других, пусть даже если мы от храма не отходим.

Осознание своих грехов защитит нас от самомнения. Мы тогда не будем выставлять свои заслуги, а все, что делаем благое, будем считать, что не мы сделали, а Господь это совершил, используя нас как инструмент для совершения добра. Такое внутреннее настроение будет основой для развития правильной любви.

Что касается преподавания в церковных школах, то в первую очередь надо стремиться привить детям веру в Бога и страх Божий. На уроках в воскресной школе надо не только давать детям знания о Боге, Церкви, заповедях – сами по себе знания не спасут человека. Необходимо, чтобы они научились применять их в жизни. Поэтому кроме знаний необходимо, чтобы ученики воскресной школы приобрели опыт жизни по заповедям, молитвы и покаяния. Ребенок тоже должен научиться видеть свои грехи. В монастыре преподобного Антония Великого в Египте я видел, что священник исповедает четырехлетнего младенца, и мне объяснили, что хотя ребенку грехи не вменяются, он все равно согрешает и должен с детства научиться видеть свои грехи и каяться в них.

Участие в Таинствах церковных не должно быть для детей какой-то простой формальностью: родители сказали или вся школа причащается – и я причастился. Воскресная школа должна помочь ребенку войти в церковную жизнь. Ребенок должен понять, что он тоже член Церкви Христовой и что за него тоже пострадал Христос. Важно, чтобы в юном возрасте ребенок уяснил, для чего он живет, понял, что смысл жизни заключается не в накоплении земного богатства или получении телесных удовольствий, а в стяжании даров Духа Святого. Дети воскресной школы обязательно должны бывать на богослужениях. Необходимо помочь им полюбить храм и научиться уповать на Бога.

Но скажу Вам, что в деле обучения детей большая ответственность лежит и на педагогах, и на родителях. Тут не должно быть ханжества. Ребенок должен расти в христианской атмосфере, чтобы не было несоответствия между установками, получаемыми в воскресной школе, и домашней действительностью. Поэтому надо работать не только с детьми, но и с родителями.

Желаю помощи Божией в Ваших трудах.

— Благословите! У меня на подачи записок на проскомидию и на свечи за месяц уходит в примерно 4 тыс. руб., плюс подача записок монастырям 1,5-2 тыс. руб. Итого 5-6 тыс. руб. Зарплата 45 тыс. На милостыню не остаётся. Что делать? Может записок меньше и на милостыню останется? Дети, внук-студент, муж прилагается. Христос Воскресе!

Параскева

— Параскева, как я понимаю, у Вас вопрос о милостыне. Евангелие учит видеть Бога в каждом нуждающемся и помогать ему, как Самому Христу.

Давайте вспомним картину Страшного суда, которую описывает Господь (см. Мф. 25, 31–46). Кому Он скажет: «Встать по правую сторону»? Тем, кто навестил болящего, посетил осужденного, томящегося в темнице… Как видите, милосердие, то есть оказание помощи ближнему, это не обязательно раздача денег. Но оно непременно требует от нас чуткости к тем, кто оказался рядом с нами по воле Божией.

Оглянитесь вокруг, вспомните знакомых, возможно, в самой элементарной заботе нуждается кто-то из них. Нередко оказывается, что живущей по соседству одинокой пенсионерке надо купить лекарство в аптеке или напомнить о ней вечно занятым внукам, чтобы они поздравили бабушку с днем рожденья.

Людей, которые просят милостыню, нам тоже посылает Господь. Помню, когда мне было лет 8, мама всякий раз, провожая нас в храм, клала в мой карман монетки по одной-две копейки, чтобы я раздал их нищим. Наша семья в то время жила очень скромно: денег, как говорят, хватало только на хлеб. Однажды я спросил маму: «Разве эта копейка или две помогут нищенке? Нам самим не хватает». Она ответила: «Главное — участие. Если человек просит, ему надо помочь. Господь посылает тебя, чтобы в трудную минуту этот человек не чувствовал себя оставленным». Поверьте, даже незначительное участие сильно облегчает жизнь окружающих людей, а собственное сердце от этого становится мягче, отзывчивей, легче на доброе дело. В этом польза милостыни – она не позволяет нам замыкаться в своих бесконечных проблемах, но впускает в нашу жизнь Христа. Помоги Вам Христос.

— Для меня декабрь — месяц мучений! Идёт пост, а кругом всё гудит и зазывает гулять и веселиться, чай Новый год… Даже Рождественская ель перестала быть таковой, а стала «новогодней» и её благоукрашение, символизирующее благие дела, затерялось в бессмыслице подготовки к Новому году. Так получается, что праздник Рождества второстепенный, как бы довесок к Новому году. Как известно, дата Рождества Иисуса Христа неизвестна. Почему бы не перенести это празднование на 25 декабря, как у братьев болгар? Тогда бы всё встало бы на свои места. Рождество — главный зимний праздник, а Новый год к нему — приятный довесок!

Сергей

— Сергей, хорошо, что Вы подходите к вопросу изменения церковного календаря с позиций благочестия. Вас мучает предновогодняя суета, но представьте, что Рождество будет приходиться именно на ее период. Для многих сегодня Новый год — центральный праздник, подготовку к которому не отменит даже Рождество Христово. А для тех, кому дорого пришествие в мир Спасителя, встреча Нового года в кругу семьи не помешает в оставшиеся дни подготовиться к духовному торжеству подобающим образом.

Изменение церковного календаря не так просто, как кажется. Пасхалия — свод подвижных церковных дат, которые отсчитываются от Воскресения Христова, связана с лунным циклом, а годовой богослужебный круг — с солнечным, как и светский календарь. Механический перенос всех дат месяцеслова на даты григорианского календаря приведет к ряду коллизий. Так, в некоторые годы Петров пост должен будет начинаться не до, а после памяти святых апостолов Петра и Павла. Когда случается самая поздняя Пасха, то праздник Троицы бывает 26 июня, затем по уставу сплошная седмица и начинается Петров пост, а праздник апостолов будет приходиться на 29 июня, то есть на среду после дня Пятидесятницы. А это, как Вы понимаете, абсурдная ситуация. Кроме того, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в отдельные года будет приходиться на пятницу Первой седмицы Великого поста, когда по Типикону полной Литургии не положено (см. Типикон Маркову главу «аще случится праздник Сретения Господня в понедельник Первой недели поста»). Значит, в этот день будет совершаться Литургия Преждеосвященных даров, а накануне будет не праздничное всенощное бдение, а Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского. Из церковной жизни исчезнет Кириопасха. По этим и многим другим причинам трудно совместить церковный календарь с действующим ныне гражданским календарем.

Кроме того, несовершенство григорианского календаря замечено уже давно, и, возможно, он снова будет скорректирован.

— Добрый день! Почему в церковных лавках преобладают акафисты, а не каноны? Я не имею в виду канонник, а именно каноны святым, Божией Матери и др.

Михаил

— Михаил, я понимаю, что Ваша озабоченность вызвана тем, что каноны являются традиционной гимнографической формой, и в Типиконе есть указания на совершение только одного акафиста — акафиста Божией Матери, который поется один раз в год Великим постом, в Субботу Акафиста. Несмотря на то, чтение акафистов первоначально широкое распространение получили в Византии, а позднее и у нас. Акафист Иисусу Сладчайшему был переведен на славянский язык в XIV веке. В дошедшей до нас рукописи Канонника преподобного Кирилла Белозерского (1404 год) имеются части акафистов архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю. Есть указания, что в XVI веке уже был написан первый акафист русскому святому – преподобному Сергию Радонежскому. До 1917 года официально Церковью было одобрено к употреблению более 150 акафистов.

Акафисты пользуются популярностью по той причине, что их, в сравнении с канонами, легче читать и, читая, легче настроиться на молитву, что самое важное. Их структура располагает к молитве, и они очень хорошо подходят для пения. Акафисты позволяют принимать участие в соборной молитве всем желающим, тогда как каноны – это больше индивидуальная молитва, в том смысле, что канон читает кто-то один, а все остальные молятся, внимая прочитанному тексту.

В церковных же лавках продают то, что пользуется спросом, что люди больше хотят приобрести. А если кто-то хочет иметь дома и читать каноны святым и Божией Матери, то это похвально. Они находятся в месячных минеях, а некоторым святым и праздникам изданы отдельные службы. Также есть книга Канонник, в ней имеются часто употребляемые каноны святым.

Дорогой Михаил, желаю Вам помощи Божией в духовной жизни, и помните, научиться правильно молиться – это необходимо для человека. Какая молитва должна быть? На это указал Сам Христос в притче о мытаре и фарисее. Пусть Он и поможет Вам ее обрести. А я буду молиться за Вас.

— Может ли Церковь поддерживать подобные оценки исследований ученых (Гаряева и Шипова)? Может ли она вообще поддерживать те или иные суждения относительно существования или не существования физических торсионных полей, темной материи?

Юлия

— Юлия, область естественных наук находится вне компетенции Церкви. Церковь занимается духовной сферой жизни человека, а она нематериальна и не может быть предметом исследования с использованием каких бы то ни было естественнонаучных методов. Во всем, что касается материального мира, Церковь приветствует изучение творения Божия научными методами объективного познания. Еще святитель Василий Великий в IV веке писал, что изучение физического мира — дело ученых. По этой причине у Церкви нет собственной официальной позиции относительно торсионных полей и темной материи. Равно как нет позиции и по теории квантово-волнового дуализма, законам термодинамики или же гравитационным волнам. Насколько мне известно, ни торсионные поля, ни темная материя не признаны научным сообществом, на позицию которого в данном случае следует ориентироваться.

Юлия, поздравляю Вас с праздником Пасхи. Пусть Воскресший Христос укрепит в Вас веру и поможет в радости провести спасительные дни Святой Пасхи.

— Здравствуйте, дорогой Владыко!

Хотел бы Вас спросить.

Часто в церковной среде встречаются нехорошие инсинуации среди прихожан.

1) Как Церковь на это реагирует, и что делает для того, что бы изжить это из своей среды?

2) Как православный христианин должен реагировать на подобные выпады со стороны его братьев и сестер по вере, и что делать, если это случилось с тобой?

Помоги Вам Господи в Ваших трудах!

Андрей

— Благодарю, Андрей, за прямоту.

Во-первых, инсинуации в церковной среде — это проявление греховности человеческой природы. Церковь земная объединяет кающихся грешников, желающих обрести путь к святости. Но этот факт не умаляет святости Церкви Христовой. Ведь ее Глава — Сам Господь Иисус Христос (см. Еф. 1, 22—23).

С момента образования первых христианских общин Церковь помогает своим членам изжить греховность из своей души. Можно почитать послания апостолов, чтобы в этом убедиться. Обличая конкретные, актуальные для того или иного времени пороки через своих архипастырей и пастырей, Церковь не только не перестает призывать свою паству к добродетельной жизни, но и предлагает для этого благодатные таинства.

Во-вторых, святые отцы учат не заниматься самооправданием, а воспринять поношения даже за несовершённые проступки как очищение от тех грехов, которые реально существуют, но могут оставаться неведомыми самому человеку.

Если же нас при этом обличает и совесть, то необходимо сразу же покаяться перед Богом, а потом обязательно открыть этот грех на исповеди. И еще необходимо найти способ примириться с братьями и сестрами и впредь хранить с ними мир. Завершился Великий пост, в его дни Церковь предписывала нам ежедневно, не только в храме, но и при совершении домашнего правила, читать молитву преподобного Ефрема Сирина. Там есть такие слова, «Господи, дай мне зрети моя прегрешения, и не осуждать брата моего». Грех осуждения велик, и он особо подчеркивается в этой молитве. А человек постоянно осуждает других – начальство, сослужителей и просто случайно встретившихся людей на улице или в транспорте. И самое главное, мы этот грех не замечаем. А он не дает нам выполнить одну из главных заповедей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12, 31).

Если мы осуждаем, то в нас нет любви к ближнему. Если видим согрешающего брата, мы должны помолиться за него. А Господь Сам определит пути и средства, чтобы привести человека к исправлению. Чтобы воздержаться от осуждения надо иметь веру и любовь. Помогай Вам Господь.

— Владыка митрополит! Я не очень хочу задавать подобные вопросы, но приходится. Скажите, почему в нынешний трудный век безработицы и прочего Церковь вместо того, чтобы поддерживать и помогать людям, поднимает цены на обрядовые действия, в том числе на похороны, почему так происходит и почему высшее руководство Церкви не принимает никаких мер, в чем я лично убедился?

Владимир

— Дорогой Владимир, и Церковь не оставляет тех, кто действительно оказался в непростой жизненной ситуации. Сама же она существует на добровольные пожертвования своих членов, тех, кто посещает храм. Остальные источники поступления средств, в том числе, как принято называть теперь, от спонсоров, нерегулярные.

Каждый приход самостоятельно несет расходы по постоянно растущим коммунальным расходам, проводит ремонтные работы, покупает все необходимое для богослужения, самостоятельно платит за газ, электроэнергию, отопление и воду, а сегодня это огромные затраты. Кроме того, храм должен оплатить труд своих сотрудников, а это не только священнослужители, но и технический персонал, дежурные, преподаватели воскресных школ, певчие. Они также живут в современном обществе, и многие из них многодетные. А содержать семью, особенно детей растить в наши дни непросто, да и зарплаты в храмах небольшие. Но многие трудятся не для заработка, а по любви к Богу и храму.

И еще важный момент, который следует учитывать: Церковь финансируется не сверху вниз, а наоборот, снизу вверх. И церковное священноначалие (как Вы пишете, «высшее руководство Церкви») не устанавливает размер пожертвований за требы. Настоятель и церковный совет, в конечном счете, принимает решение о рекомендуемом, а не обязательном, размере пожертвования самостоятельно, исходя из материального положения прихода.

В то же время убежден, что священник всегда пойдет навстречу конкретному нуждающемуся человеку, если тот объяснит свою ситуацию. Помогай Вам Господь, а я буду молиться за Вас.

— Здравствуйте, Владыка! Благословите! На днях моя супруга купила для наших детей книгу издательства «Никея» автора священника Андрея Лоргуса с заманчивым названием «Жизнь после свадьбы. Как построить семейное счастье?». Поизучав книгу дома, признаюсь, был шокирован как рассматриваются вопросы семейной жизни в ней. Например, есть такой заголовок: «Секс — супружеский праздник, или Секс vs любовь». Прочитав эти главы, понимаю, что ничего общего с православием в этих книгах нет, или надо сказать точнее, темы преподносятся как православный взгляд… В нашем приходе, слава Богу, нас по-другому научили, так как всегда этому учила Православная Церковь, как учат святые отцы Церкви. Это как раз и называется тем самым модернизмом в нашей Церкви. В принципе, издательство «Никея» может издавать, что ему угодно, но вот то, что на книге стоит гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви, который Вы возглавляете, — вот это сильно огорчает. Допускаю, что, может, Вы об этом не знаете? А ещё допускаю, что эта работа по промыванию мозгов русским людям ведётся умышленно и Вы с этими силами заодно. Очень бы мне хотелось ошибаться... Владыка, что скажете на мой вопрос?

Сергей Владимирович

— Сергей Владимирович, Бог благословит Вас и Ваших близких. Касательно поднятой Вами темы, необходимо отметить, что церковное учение, отвечая на те или иные вопросы, может быть более или менее категоричным. Так, говоря о Боге Троице или двух природах во Христе, Церковь формулирует однозначные ответы, искажение которых воспринимается как заблуждение. Догматические истины не могут подвергаться сомнению, они не являются предметом для дискуссии. Однако есть темы, которые в церковном предании освещены не так однозначно и сказано о них немного. К подобным темам можно отнести и вопрос супружеских отношений. Если вы знакомы со святоотеческой письменностью, вы знаете, что в большинстве своем она посвящена вопросам вероучения, толкования Священного Писания и практическим аспектам христианской аскезы. Кроме того, литература эта в основном составлена монахами, и тема супружеских отношений в ней подробно не разбирается. Поэтому сказать, что автор противоречит церковному учению о супружеских отношениях, довольно сложно, так как эта тема не разбиралась на Вселенских и поместных Соборах, и по ней нет четко сформулированной позиции Церкви (нет соборных решений).

В чем я согласен с Вами, так это то, что используемая в книге терминология не принята в православной среде и носит явный греховный оттенок, и что ряд суждений довольно спорные. Но это объясняется особенностью целевой аудитории, к которой обращается автор: это люди, находящиеся либо на пороге Церкви, либо за ним, выросших под влиянием современных СМИ.

Также хочу отметить, что сам гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» предполагает распространение в книжных магазинах вне храмовой территории.

Я поддерживаю Вашу приверженность к заботе о чистоте Православия. Мы прилагаем все усилия, чтобы не допустить размывания основ вероучения и нравственной жизни. Нам важно сохранять верность Христу, имея перед собою пример наших новомучеников и подвижников. Велика была их вера, и велико было их мужество в стоянии за веру. И мы должны выстоять при массированном натиске вседозволенности, навязываемой западным либерализмом. Помолитесь за меня, и помогай Вам Господь.

— Христос Воскресе!

12.12.17 г. попали в аварию, помолитесь за нас, пожалуйста!

В нашем приходе раскол: как быть, если батюшка поддерживает и защищает регента без образования, которая ведет себя не подобающе православному человеку? Если при ее участии даже перевели священника в другую епархию? В хоре она не поет, а молится, и своим искаженным голосом присутствует. 4 года я работала у нее секретарем (она главный врач семейного центра) и имела с ее стороны постоянные издевательства, пришлось уволиться. После аварии обратилась к батюшке, знает ли он, что не работаю и что ушла с работы. Он сказал, что знает все и к ней претензий не имеет, и даже посмеялся в ответ на то, что мной было сказано о ее отношении к занятиям нетрадиционной медициной. А когда я спросила его, знает ли он, что со мной произошло, об аварии, я увидела только страх его, и все. Помогите, как дальше быть?

Прошу, простите меня, грешную Елену, и помолитесь за болящего Евгения.

Елена

— Елена, какие бы ни возникали трудности и нестроения в приходской жизни, надо ценить возможность посещать храм Божий, где незримо, но реально пребывает Сам Господь, где молитва к Нему верующих усиливается соборным предстательством Церкви Небесной, где мы духовно укрепляемся в таинствах, особенно в приобщении Святых Христовых Таин.

Благодать Святого Духа, которую мы обретаем в храме, не умаляется от человеческих несовершенств, но она не задерживается в немирном сердце. И если в храме нас что-либо раздражает, если нам кажется, что в нем что-то не так, то надо не судить строго, а постараться проявить терпение и молиться за тех людей, кто неправильно ведет себя в нем.

Всеми силами надо избегать осуждения в храме. Иногда нам что-то не нравится лишь потому, что мы привыкли жить по-другому. А это другое может быть тоже не совсем правильным.

Есть у человека музыкальное образование или нет — это не совсем верный критерий определения качества регента. Важно, как он относится к делу, и способствует ли молитве пение клироса под его управлением. В храме все должно располагать человека к молитве.

С точки зрения церковного права, когда возникает приходской конфликт и не находится способ разрешить его собственными силами прихода, надо обратиться к благочинному. Он наделен полномочиями наблюдения за благочестием и порядком в храмах благочиния, а в крайнем случае может донести информацию о возникших нестроениях до епархиального архиерея.

Желаю Вам Божией помощи, скорейшего выздоровления и восстановления сил после пережитой аварии. Буду молиться за Вас и Евгения.

— Добрый день, Владыко! С Праздником! У меня так сложились обстоятельства, что я разрушил венчаный брак. Я покаялся в этом и уверен, что Господь простил меня. Сейчас живу со второй женой. Мы расписаны в ЗАГСе, но не венчаны. Возможно ли повторное венчание?

Ярослав

— Да, Ярослав, это возможно. Вам надо обратиться в ваше епархиальное управление с прошением о благословении на повторный брак.

— Дорогой Владыка! Как Вы оцениваете книгу «Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова», переведенную и изданную в Вашей митрополии? Как Вы оцениваете состояние дел в современных монастырях? Как обстоят дела в Вашей епархии? На чем основывается монашеская жизнь в современном монастыре Калужской митрополии? Как Вы оцениваете духовное и нравственное состояние современного российского общества?

Игорь

— Дорогой Игорь, признаюсь, я не читал эту книгу. Переводом занимался священник Калужской епархии, но и с ним затронутые в книге темы мы не обсуждали.

Ваши вопросы о состоянии общества и о современном монашестве слишком общие, глобального характера. Мне не хотелось бы давать на них формальные ответы. Духовная жизнь, в частности жизнь иноческая, не поддается количественному и качественному анализу. Она индивидуальна и либо есть, либо отсутствует. В этом вопросе внешний вид, речи и даже дела не могут быть абсолютно достоверным показателем. Святитель Феофан Затворник повторял, что монах — это душа и Бог. Я надеюсь, что в Калужской митрополии есть истинные монахи, осуществляющие этот принцип жизни. Кто-то и при всем желании может оказаться неспособным пройти путем иноческого подвига. Но дорогу осилит идущий, а не тот, кто рассуждает о ее качестве.

Скажу, не просто монаху в наши дни выполнять взятые обеты. Очень интересное есть сравнение жизни мирянина и монаха у святителя Игнатия (Брянчанинова). Он говорит, что жизнь мирянина подобна полевому цветку, который по красоте уступает тепличным цветам, но более устойчива к непогоде и ветрам искушений. А монах как цветок, выросший в теплице: он достигает необычайной красоты, но требует особых условий. Малейшее нарушение климата может погубить его. Поэтому достичь евангельского совершенства может тот, кто не жалеет себя и не ищет в монастыре «тепличных» условий для подвига. Посмотрите, как жили преподобные Антоний Великий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Тихон Калужский. Их земная жизнь, это подвиг молитвы, покаяния, нестяжания, ежедневного труда и постоянной борьбы с грехом. Или, возьмите к примеру преподобного Сисоя Великого. Прожил десятки лет в плаче о грехах своих, и когда настал час смерти, он молил Господа дать еще ему один день жизни. Ученики его, слыша эту молитвенную просьбу преподобного и видя ангелов пришедших за его душой, удивлялись, а он им говорит: «Я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».

Много и других примеров для подражание мы имеем, и есть все условия для подвигов в монастыре, — монастырский устав с продолжительными службами, общие послушания, скромная трапеза, минимизация контактов с похотями мира (см. 1 Ин. 2, 16), уединение в келье (см. Мф. 6, 4), время для молитвы, но воспользуется ли этим пришедший в монастырь человек? Это зависит от него. Прошу тебя, Игорь, если знаешь кого из монахов, молись за них, чтобы Господь помогал им. Божие заступление да пребывает с тобой.

— Руководитель Церкви города отказывает в проведении обрядов отпевания в специализированном зале прощания. Зал прощания освящен, имеется специальная атрибутика для проведения обряда. Основывает это тем, что зал прощания — для некрещеных. Что делать? Правильно ли такое решение? За проведение обряда будет взиматься плата, которая будет идти в доход Церкви. Я крещеный и верующий в Бога. Помогал в возведении часовни. Что делать? Куда и к кому обращаться по возникшему вопросу. Г.Глазов.

Дмитрий

— Дмитрий, о данной ситуации я не могу судить, не зная всех обстоятельств. Вам надо обратиться к своему епархиальному архиерею — епископу, которому подчиняются все священники вашего города, и он решит вопрос.

— Почему сейчас многие батюшки стригутся и бреются, как католики? В православии же это не приветствуется?

Ольга

— Дорогая Ольга, Ваш вопрос относится к пастырской этике. Апостол Павел признавал постриженные волосы естественным видом мужчины (см. 1 Кор. 11, 14). Более поздняя традиция, восходящая к временам Византии, требовала ношения духовенством длинных волос и бороды. На Западе всегда, в том числе и до отделения Католической Церкви, волосы стригли коротко и брили бороды. На Руси исторически придерживались византийской традиции: не брились и имели длинные волосы. В советское время, в силу известных обстоятельств, многие священники подравнивали бороды и укорачивали их. Но тогда Церковь находилась в сложных условиях. В некоторых городах священникам и даже епископам власти запрещали появляться вне храмовой территории даже в подряснике, и священник вынужден был надевать костюм и постригать бороду. В наше время другая ситуация, и священник должен придерживаться церковной традиции, а внешний вид – выражение внутреннего состояния человека. Священник не должен украшать себя, но внешний вид его должен быть опрятным. Своим поведением, разговором, внешним видом священник не должен смущать прихожан. А за этим должны следить и благочинный, и епархиальный архиерей. Поздравляю Вас с праздником Пасхи – Христос Воскресе! Пусть Воскресший Христос укрепит Вашу веру.

— 15.05.2015 г. на сайте Московской Патриархии было объявлено об отзыве грифа Издательского Совета с книг Сергея Михайловича Масленникова и о запрете их распространения (http://www.patriarchia.ru/db/text/4080490). Будет ли пересмотрен вопрос о грифах Издательского Совета на труды С.М. Масленникова?

Чуть ранее, 25.01.2015 г., Сергей Михайлович стал лауреатом Всероссийской литературной премии им. св. кн. Александра Невского в номинации «Богословие для народа», что явилось фактом признания его дара доступно донести до мирян святоотеческую аскетическую традицию

Отсутствие грифа Издательского Совета на его книгах и дисках лишает многих верующих возможности познакомиться с тесным путем спасения в приложении к нашему времени, но в полном соответствии с православным вероучением.

Будет ли пересмотрен вопрос о грифах Издательского Совета на его труды?

Простите за дерзновение.

P.S. С С.М. Масленниковым лично не знакома, но уверовала через его лекции «Кратко о пути ко спасению», и не сомневаюсь в богоугодном характере его деятельности.

Татьяна Моллет

— Дорогая Татьяна, Вы указали в своем письме ссылку на официальный сайт Московской Патриархии, где идет речь об отзыве грифа Издательского совета на книги Сергея Михайловича Масленникова. Чтобы лучше ознакомиться с этим вопросом, можно прочесть интервью руководителя cекретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишака, в котором достаточно подробно обозначена проблематика, связанная как с сочинениями упоминаемого Вами автора, так и с самим автором. От себя скажу, что Издательский совет всегда готов сотрудничать с авторами, в чьих произведениях встречаются определенные недостатки богословского характера, но только при том условии, что авторы готовы к конструктивному диалогу. Этот диалог, конечно же, предполагает принятие во внимание всех замечаний Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке, в состав которой входят опытные и авторитетные священнослужители и ученые Русской Церкви, деятели церковного образования и науки. В свое время Издательским советом С.М. Масленникову было указано на недостатки, после исправления которых он смог бы повторно обратиться за получением церковного грифа. Но, к сожалению, с его стороны было лишь полное несогласие с замечаниями Издательского совета и упорное нежелание исправлять ошибки.

Что касается признания С.М. Масленникова в качестве лауреата Всероссийской литературной премии им. св. кн. Александра Невского в номинации «Богословие для народа», следует иметь в виду то обстоятельство, что все это происходило до размещения информации о недопустимости распространения сочинений С.М. Масленникова на официальных церковных сайтах. Кроме того, вряд ли комиссия конкурса детально исследовала и анализировала все сочинения С.М. Масленникова на предмет соответствия их содержания церковному учению и традиции, тем более, что даже Издательский совет не сразу обнаружил всю духовную опасность его произведений, поскольку объем материалов просто огромен, и чтобы выявить ошибки, пришлось ознакомиться с большинством его произведений.

Также отмечу, что в настоящее время вряд ли уместно говорить о нехватке духовной литературы. Каждый год через Издательский совет проходит около двух тысяч материалов, подавляющее большинство которых подготовлено на очень высоком профессиональном уровне, что позволяет удовлетворить духовные запросы любого читателя – от богословски образованного до простого прихожанина. Кроме того, сейчас по благословению Святейшего Патриарха Кирилла готовится новый текст православного катехизиса, в котором будет изложено учение Православной Церкви. Это будет ценнейшая книга не только для священников, но и мирян. Помогай Вам Господь.

— Ваше Высокопреосвященство! Меня, как и десятки тысяч церковных певчих, волнует вопрос о профессиональном служении певчих в храмах Русской Православной Церкви — этот вопрос никак не регламентирован священноначалием. Многолетняя практика показывает, что оплата труда певчих (в особенности в провинции) зависит от степени музыкальности настоятеля и уровня его благожелательности к хору. Многие настоятели предлагают певчим подписывать декларацию о том, что они — добровольцы/волонтеры/, чтобы не иметь проблем с контролирующими организациями, и жизнь певчих становится наполненной искушениями праведника Иова. Не все певчие в состоянии претерпеть подобную оставленность и не лелеют надежды на грядущее благополучие. Между тем у клириков храмов не наблюдается подобных проблем. Хоровое пение (по крайней мере, в епархиальных соборах) — это церковная традиция или его можно отнести к сфере пристрастий настоятелей?

Константин

— Константин, Вы подняли одну из довольно часто возникающих на приходах проблем — это взаимоотношения настоятеля храма и церковного хора во главе с регентом.

Общая задача священника и клироса — обеспечить во время богослужения молитвенный настрой, который во многом создается стройным и благозвучным пением. И певчие должны понимать, что не они совершают богослужение, а священник, и они не вправе навязывать ему свою точку зрения.

Ответственность за все, происходящее в храме, несет его настоятель, а не регент. Приведу слова из жития преподобного Исаакия Оптинского. На возражения послушника старец однажды ответил: «Ты вот и умен, но не игумен». Если взгляды настоятеля и регента на пение в храме кардинально расходятся, то регенту надо по-христиански смириться, а если есть возможность проявить себя на другом приходе, где настоятель более склонен к пониманию пения за богослужением, то лучше перейти туда. В этом случае не только традиции, но и церковное право всецело на стороне настоятеля.

По поводу остальных Ваших замечаний скажу, что по материальным возможностям далеко не каждый храм может позволить себе полностью обеспечивать содержание хора. Не такие уж большие доходы у храмов, особенно в провинциальных городах и даже в областных центрах. При этом певчие могут иметь другой источник дохода кроме пения на клиросе. К примеру, преподавать в воскресной школе и даже в светском образовательном учреждении.

Константин, помоги Вам Господь решить все Ваши проблемы, а я буду молиться за Вас, чтобы все в Вашей жизни сложилось успешно. Помните, что наше служение в храме, в том числе и на клиросе, должно иметь главной целью не наше благополучие, а помощь людям принять Христа в свою жизнь. Все в храме, включая пение, должно способствовать стяжанию молитвенного духа. Помоги Вам Господь!

— Добрый день. С 2011 г. в браке с Дмитрием. Имеем 3 дочерей. Мужу 40 лет. Своего жилья у нас нет. Знакомые посоветовали развестись и стать в очередь на жилье как молодая многодетн










Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg